Когда я покупала билет к Зевсу, мне сказали, что если только к Зевсу, то это два евро, а если 12 евро – то это и Акрополь, и еще дюжина разных мест. А каждое место по-отдельности – 2 евро, кроме Акрополя, который 12 евро сам по себе. Короче говоря, билет у меня был с накануне, а для Б. купили этот самый акропольный. И пошли подниматься на склон, на который нужен отдельный билет :).
Все, конечно, совершенно потрясающе, и еще более потрясающе, чем было в предыдущие дни. Небо было еще синее, и солнце уже жарило во всю, так что в кофточке я проходила недолго. Мы шли, смотрели и читали.
С Акрополем сейчас идея такая, что все, что в нем находят, сразу переносят в музей, а сам Акрополь восстанавливают, аккуратно копирую. Отдельные части уже сейчас восстановлены, но работы там еще невпроворот.
Я долго думала о том, как я ко всей идее отношусь. Конечно, первое душевное движение – это отторжение. Кажется, что ну как же можно, какой смысл тогда будет сюда ехать, если тут все будет «не настоящее». И разве главная радость – не в той дрожи, которая ощущается, когда трогаешь руками все эти камушки, которым три с половиной тыщи лет?
Но с другой стороны, если рассуждать не эмоционально, а логически, то сохранить то, что осталось, без того, чтобы прятать под крышу, совершенно невозможно. И, с другой стороны, если подумать, честно-честно… ведь хочется увидеть, как оно выглядело тогда?! Потому что оно настолько потрясающе –идеально вписывается в каждый изгиб холма, насколько потрясающе и удивительно продолжает и дополняет природу…
Театр Диониса:
Храм Асклепия:
Наконец, мы добрались до самого верха.
Около Парфенона группа наших школьников слушала экскурсовода.
- А как эти тети называются, кто помнит? Правильно, кариатиды. А это подлинники или копии? Правильно, копии. А подлинники – в музее, где мы вчера были. А кто в музей не пошел, тот так никогда в жизни их и не увидит!
А я там бегала и сходила с ума от счастья… Меня недавно спросили, мечтала ли я когда-нибудь в детстве куда-то поехать, где-то побывать. И я, отвечая, поняла, что не мечтала. Потому что это была такая вот полная невозможность, что даже не вписывалась ни в какие мечты. Вот совершенно определенно – не помню. Помню, как в Детгизе выпускали книжку Озерецкой “Олимпийские игры”, и когда за рукописью, и за “гранками” в доме впервые появился “макет” – с картинками! И я помню, как были отдельные листы этих напечатанных картинок, и как можно было их вырезать для своих детских нужд – воинов, богов, рабов, жен и рабынь, атлетов и мальчиков…
И вот абсолютно точно – не было идеи, что этим древнегреческим картинкам соответствует какая-то реальность…
И последний проход по Плаке:
... и все...
А еще – такси по-гречески пишется через букву кси!!!! Представляете?!