Начинаю разбираться с отложенными за последний месяц вопросами. Одна из незавешенных дискуссий была про то, что такое воспитание и когда можно воспитывать. Вот эта.
И да, "я об этом много раз писала", но с учетом того, что я сама сейчас часто не могу найти, где, что и когда я писала, и с учетом того, что у каждого человека представления со временем слегка модифицируются, попробую еще раз написать, "как я это себе представляю сейчас".
Начну с того, что под "воспитанием" я все же понимаю сознательно осуществляемый комплекс действий, в результате которых воспитатель ожидает какого-то изменения поведения и/или черт характера. То есть да, мы очень часто говорим, что "жизнь воспитает", или - "среда воспитывает", но обычно мы понимаем под этим то, что какие-то реакции окружающей среды влияют на человека, дают ему своего рода "обратную связь", побуждают корректировать свое поведение. Когда мы говорим о "методе естественных последствий", мы имеем в виду, что наше явное вмешательство в процесс воспитания - минимально, что мы ожидаем, что воспитуемый сделает выводы на основе реакции "окружающей среды" на его действия.
Так вот, исходя из таких определений, я чем дальше, тем больше прихожу к мысли, что "воспитание", как действие, направленное "на" - почти бессмысленно. Чем дальше, тем меньше вижу разницу между воспитанием ребенка и строительством отношений с другим взрослым. Чем дальше, тем больше мне хочется говорить о взаимоотношениях с ребенком, а не о воспитании.
Я очень много размышляла над тем, какие вещи мы можем изменить в растущем человеке, а какие - нет. На моем наиболее наглядном (но не претендующем на всеобщность) примере(я имею в виду Анну и Влада) я убедилась, что некоторые свойства настолько очевидно врожденные (наследственные или нет, это отдельный вопрос, главное, что они рождаются вместе с человеком), что можно только "минимизировать ущерб", но никак не изменить кардинально. Другие свойства вполне поддаются корректировке, если хотите, воспитанию, отдельный вопрос - нужно ли это делать, но поддаются.
Я очень хорошо помню тот день, и те обстоятельства, когда мы с Б. посмотрели друг на друга и сказали: детей у нас больше нет, имея в виду, что наши дети никак не могут больше быть классифицированы, как дети:). "Детям" тогда было 12 лет. Сейчас я склонна отодвигать эту границу все дальше и дальше. И это не значит, что я "махнула на них рукой". Конечно, не "махнула", и, конечно, мы взаимодействуем. Но вот всякое разное "поощрять", "разрешать", "запрещать" - все это если и работает, то в каком-то очень раннем возрасте.
А сейчас (и уже очень давно) - да, я надеюсь, что мои взгляды, наш обмен мнениями оказывают влияние на моих детей, да, они знают, "что такое хорошо и что такое плохо" с моей точки зрения. Да, я не буду смотреть безучастно, если мне что-то не нравится, но я стописят раз подумаю, как сказать. Чтобы не обидеть и чтобы меня услышали. Ровно также, как я стописят раз подумаю, как сказать Б., что что мне бы что-то такое хотелось бы, чтобы он сделал. Это не говоря о том, что я стописят раз подумаю, точно ли мне это надо :)).
Как-то так :)
И да, "я об этом много раз писала", но с учетом того, что я сама сейчас часто не могу найти, где, что и когда я писала, и с учетом того, что у каждого человека представления со временем слегка модифицируются, попробую еще раз написать, "как я это себе представляю сейчас".
Начну с того, что под "воспитанием" я все же понимаю сознательно осуществляемый комплекс действий, в результате которых воспитатель ожидает какого-то изменения поведения и/или черт характера. То есть да, мы очень часто говорим, что "жизнь воспитает", или - "среда воспитывает", но обычно мы понимаем под этим то, что какие-то реакции окружающей среды влияют на человека, дают ему своего рода "обратную связь", побуждают корректировать свое поведение. Когда мы говорим о "методе естественных последствий", мы имеем в виду, что наше явное вмешательство в процесс воспитания - минимально, что мы ожидаем, что воспитуемый сделает выводы на основе реакции "окружающей среды" на его действия.
Так вот, исходя из таких определений, я чем дальше, тем больше прихожу к мысли, что "воспитание", как действие, направленное "на" - почти бессмысленно. Чем дальше, тем меньше вижу разницу между воспитанием ребенка и строительством отношений с другим взрослым. Чем дальше, тем больше мне хочется говорить о взаимоотношениях с ребенком, а не о воспитании.
Я очень много размышляла над тем, какие вещи мы можем изменить в растущем человеке, а какие - нет. На моем наиболее наглядном (но не претендующем на всеобщность) примере(я имею в виду Анну и Влада) я убедилась, что некоторые свойства настолько очевидно врожденные (наследственные или нет, это отдельный вопрос, главное, что они рождаются вместе с человеком), что можно только "минимизировать ущерб", но никак не изменить кардинально. Другие свойства вполне поддаются корректировке, если хотите, воспитанию, отдельный вопрос - нужно ли это делать, но поддаются.
Я очень хорошо помню тот день, и те обстоятельства, когда мы с Б. посмотрели друг на друга и сказали: детей у нас больше нет, имея в виду, что наши дети никак не могут больше быть классифицированы, как дети:). "Детям" тогда было 12 лет. Сейчас я склонна отодвигать эту границу все дальше и дальше. И это не значит, что я "махнула на них рукой". Конечно, не "махнула", и, конечно, мы взаимодействуем. Но вот всякое разное "поощрять", "разрешать", "запрещать" - все это если и работает, то в каком-то очень раннем возрасте.
А сейчас (и уже очень давно) - да, я надеюсь, что мои взгляды, наш обмен мнениями оказывают влияние на моих детей, да, они знают, "что такое хорошо и что такое плохо" с моей точки зрения. Да, я не буду смотреть безучастно, если мне что-то не нравится, но я стописят раз подумаю, как сказать. Чтобы не обидеть и чтобы меня услышали. Ровно также, как я стописят раз подумаю, как сказать Б., что что мне бы что-то такое хотелось бы, чтобы он сделал. Это не говоря о том, что я стописят раз подумаю, точно ли мне это надо :)).
Как-то так :)
Comments
Я согласна в целом, но... в воспитании всегда есть исключения. Т.ч. индивидуальный подход всегда имеет место быть. Я видела случаи (которые тогда меня изумляли и даже возмущали) "жесткого контроля" довольно взрослых молодых людей. А результат был в итоге хорошим.
То есть прицельно применять определенные приемы, учить определенным способам поведения и реакции, поучать, говорить как сделать и далеко не всегда объяснять почему.
Все это очень болезненно и без помощи профессионала мы бы не обошлись. Но еще есть подозрение в ADHD (спасибо профессионалу), которое у девочек вообще редко диагностируют потому что они "ведут себя хорошо".
Вот и не знаешь насколько это (выбрыки какие-то) в норме или вне нормы.
У меня сейчас такое состояние как было когда прописали очки "как я могла раньше не замечать, что мой ребенок смотрит одним глазом?!".
Да, конечно, я - часть окружающей среды, я выдаю на поступки ребенка реакцию, иногда эмоциональную (как и на поступки других людей). И более того: эта среда в немалой степени мной же и организована, особенно поначалу.
Но то, что часто именуют воспитанием - "модификация поведения" (не самим человеком, а кем-то, кто "лучше знает, как надо") - меня бесит. Совершенно не приемлю этого по отношению к себе, и (надеюсь) не делала этого с детьми. Во всяком случае, сознательно.
Ну, лично мне легко не делать такого вот "направленного на": у меня нет к детям ожиданий (expectations) - чего ж я буду что-то куда-то направлять? :-) Но знаю, что многим мамам - очень трудно остановить себя, дать ребенку самому принять решение, самому набить шишки, если что не так...
А просто я сама-то не "знаю, как надо" каждому конкретному человеку (включая моих детей) - и всегда удивлялась, почему другие люди считают, что они знают. Про всех. Люди же разные, им разное надо, иногда - прямо противоположное... Вот я заглянула по ссылке - там "Надо концентрировать его..." - а КОМУ надо-то?
В куче баталий на всяческих форумах - точно, пыталась ввести "clause мужа/подруги": вот ты бы себе не позволила так навязывать свое мнение мужу, почему же ребенку можно?.. - потом с ужасом обнаружила, что по поводу мужа (мамы, сестры, подруги) это тоже не всем очевидно. Теперь уж не знаю, как и объяснять...
Но я вообще-то когда детям что-то говорю - я даже с бОльшей осторожностью "стописят раз думаю". Это может казаться, что они (особенно подростки) все мимо ушей пропускают. А у них на маму рефлекс, хоть ты тресни. Я пару раз ляпала что-то мимоходом, просто так, не претендуя ни на что... а потом (через несколько лет) мне это цитировали дословно и с присказкой "Но ведь ты же говорила!.." - оно ж в детские головы пытается улечься на правах непреложной истины. Так что даже просто-частью-среды приходится быть осторожненько.
Правда, на практике только с учениками применяю, по причине отсутствия своих детей.
а еще, по-моему, лучше всего влияет личный пример. это самое важное наверное. часто даже слов никаких не надо - выясняется, что человек сам все усвоил, или наоборот - выясняется, что уже никакие благостные слова не помогут, когда человек тоже все себе на ус намотал и из родительского поведения усвоил, как надо, и как не надо.
Про личный пример - это абсолютно верно! Дети говорят, что их воспитывал звук клавиатуры и гудки модема, под которые они засыпали :)
Воспитывать не надо, надо просто вместе жить - честно и с любовью
Edited at 2014-03-07 07:39 am (UTC)
Называть процесс общения воспитанием или чем-то еще - не суть важно. Я как раз стараюсь не употреблять этого слова. Но я ничего плохого в воспитании не вижу.
Что касается Ваших, Хетти, высказываний про то, что в 12 лет - уже не дети, и сейчас Вы не воспитываете, то, я думаю, Вы лукавите. Неоднократно в Вашем журнале мне встречались фразы о воспитании взрослых людей, о воздействии на людей, о том, как Вам нравиться изменять людей, видеть результаты... Вы этим гордитесь - любым оказанным эффектом. Как раз это для меня странно, я совсем не стремлюсь к таким вещам. Поэтому для меня смешно, что именно Я Вам должна доказывать, что можно изменить даже взрослого человека (разумеется, в каких-то отдельных проявлениях), а не наоборот:). Как раз я достаточно скептичный в этом плане человек. Но даже я не могу отрицать силы воспитательного (т.е. адаптирующего, изменяющего) воздействия близких людей и среды в целом.
а ты говоришь - воспитание
http://nypost.com/2014/03/07/teen-suing-parents-baby-boomers-are-the-spoiled-ones/
У меня наверное такая же история с сыном. Я почти во всем могу "дать ему набить свои шишки", но если оставить компьютерное время без контроля, то все... Он не в состоянии справиться с собой и оторваться :-(
Причем удивительно (для меня) то, что юноши, которых держали в "железных тесках дома" в большинстве случаев в университете "перерастают", хотя казалось бы должно быть наоборот.
Знаете, что помогает? Прицельная работа на компьютере - сделать исследования на какую-то тему, написать отчет, обсудить онлайн школьный проект. Прямо таки трансформация поразительная! (у нас семиклассникам выдали ноутбуки в школе - я это вижу вживую)
У меня скорее обратное вам движение получается - раньше мне это слово не нравилось, и я считала, что взаимоотношения с ребенком ничем не отличаются от взаимоотношений просто с другим человеком, а теперь считаю, что разница все же есть. И эта разница в ответственности. В норме взрослый человек способен сам о себе позаботиться, и ответственность за все аспекты своей жизни несет сам. За многие аспекты в жизни ребенка несут ответственность родители, поэтому они могут и должны принимать решения о его жизни. Получается, что поведение ребенка нужно приводить в соответствие с решением родителей и это подходит под Ваше определение целенаправленного изменения поведения (а вот черты характера скорее влияют на решения родителей, так что это воспитание в обратную сторону :)). Понятно, что постепенно происходит передача ответственности за свою жизнь ребенку. Поэтому попытка воспитания взрослого часто подразумевает, что этот человек не способен о себе позаботиться и не может нести ответственность за свою жизнь.