Hettie (hettie_lz) wrote,
Hettie
hettie_lz

Из отложенных ответов: что такое воспитание

Начинаю разбираться с отложенными за последний месяц вопросами. Одна из незавешенных дискуссий была про то, что такое воспитание и когда можно воспитывать. Вот эта.

И да, "я об этом много раз писала", но с учетом того, что я сама сейчас часто не могу найти, где, что и когда я писала, и с учетом того, что у каждого человека представления со временем слегка модифицируются, попробую еще раз написать, "как я это себе представляю сейчас".

Начну с того, что под "воспитанием" я все же понимаю сознательно осуществляемый комплекс действий, в результате которых воспитатель ожидает какого-то изменения поведения и/или черт характера. То есть да, мы очень часто говорим, что "жизнь воспитает", или - "среда воспитывает", но обычно мы понимаем под этим то, что какие-то реакции окружающей среды влияют на человека, дают ему своего рода "обратную связь", побуждают корректировать свое поведение. Когда мы говорим о "методе естественных последствий", мы имеем в виду, что наше явное вмешательство в процесс воспитания - минимально, что мы ожидаем, что воспитуемый сделает выводы на основе реакции "окружающей среды" на его действия.

Так вот, исходя из таких определений, я чем дальше, тем больше прихожу к мысли, что "воспитание", как действие, направленное "на" - почти бессмысленно. Чем дальше, тем меньше вижу разницу между воспитанием ребенка и строительством отношений с другим взрослым. Чем дальше, тем больше мне хочется говорить о взаимоотношениях с ребенком, а не о воспитании.

Я очень много размышляла над тем, какие вещи мы можем изменить в растущем человеке, а какие - нет. На моем наиболее наглядном (но не претендующем на всеобщность) примере(я имею в виду Анну и Влада) я убедилась, что некоторые свойства настолько очевидно врожденные (наследственные или нет, это отдельный вопрос, главное, что они рождаются вместе с человеком), что можно только "минимизировать ущерб", но никак не изменить кардинально. Другие свойства вполне поддаются корректировке, если хотите, воспитанию, отдельный вопрос - нужно ли это делать, но поддаются.

Я очень хорошо помню тот день, и те обстоятельства, когда мы с Б. посмотрели друг на друга и сказали: детей у нас больше нет, имея в виду, что наши дети никак не могут больше быть классифицированы, как дети:). "Детям" тогда было 12 лет. Сейчас я склонна отодвигать эту границу все дальше и дальше. И это не значит, что я "махнула на них рукой". Конечно, не "махнула", и, конечно, мы взаимодействуем. Но вот всякое разное "поощрять", "разрешать", "запрещать" - все это если и работает, то в каком-то очень раннем возрасте.

А сейчас (и уже очень давно) - да, я надеюсь, что мои взгляды, наш обмен мнениями оказывают влияние на моих детей, да, они знают, "что такое хорошо и что такое плохо" с моей точки зрения. Да, я не буду смотреть безучастно, если мне что-то не нравится, но я стописят раз подумаю, как сказать. Чтобы не обидеть и чтобы меня услышали. Ровно также, как я стописят раз подумаю, как сказать Б., что что мне бы что-то такое хотелось бы, чтобы он сделал. Это не говоря о том, что я стописят раз подумаю, точно ли мне это надо :)).

Как-то так :)




Tags: воспитание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 85 comments