Hettie (hettie_lz) wrote,
Hettie
hettie_lz

Воспитательное - по следам нескольких разговоров

За последние пару недель я несколько раз комментировала в разных журналах посты про воспитание. Некоторые дискуссии остались недоотвеченными - недообсужденными, и вот я подумала, что, может, будет неплохо такой объяснительный пост написать.

В разных формулировках вопрос был примерно одинаковый: почему Вы, Хетти, считаете, что то хорошее, что у Ваших детей получилось, оно получилось потому, что Вы наплевательски относились к их учебе их не контролировали? Может, это как раз "несмотря на", а даже если и "из-за", то не факт, что всем детям это подходит. Некоторых нужно контролировать до пенсии, пока не научаться делать все сами.

И да, я и сама постоянно говорю, что с воспитанием никогда не повторишь эксперимент на том же ребенке :)), поэтому очень сложно доказать угадать, что из-за чего произошло. Почему, тем не менее, я считаю, что чем меньше контроля, тем лучше?

В первую очередь - потому что мы не все можем проконтролировать. И чем старше ребенок, тем меньше мы можем. И точно нет ничего хуже, чем выдвигать требования, выполнение которых мы потом окажемся не в состоянии проверить. Так что первое правило - требовать только то, что мы проконтролировать в состоянии.

Второе. Наша цель, как родителей - вырастить самостоятельную личность. Не человека, который сегодня получил отлично по математике, а человека, который умеет заниматься (учебой, работой и всем остальным) - сам. Поэтому я не очень понимаю, чему служит это самое "дотащить".

Третье. Важное уточнение. Конечно, все должно происходить добровольно-постепенно, и ответственность человеку должна передаваться постепенно. И - явным образом, обсуждая и обговаривая, что именно переносится в зону ответственности ребенка. Но это должно быть именно движение. Я вполне понимаю и принимаю договоренности типа: если ты хочешь  и тебе это помогает, я могу (напомнить, чтобы ты проверил, собран ли портфель, постучать в дверь, если через 10 минут после будильника ничего не происходит, напомнить словами, что что-то надо сделать), но очень важно, чтобы это была не форма моего контроля, а какой-то договор с ребенком о взаимопомощи :).  И чтобы они служил тому, чтобы в конце-концов человек это все мог сам.

Так что, если суммировать - контроль может иметь смысл и быть полезным, если это - результат добровольно заключенного договора, соблюдаемого Высокими Договаривающимися Сторонами :)
Tags: воспитание, родители
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments