Конкретно - двумя. Про "девочковое" и про "ощущение себя женщиной". Впрочем, про это последнее, как и про равноправие, я еще напишу много и отдельно (Восьмое марта приближается, неужто ж я буду молчать :)?!)
***
Когда я вспоминаю свое детство, "предподростковый" и подростковый период, и когда я вспоминаю, чему меня учили - мама, бабушки, тетушки, писатели, которыми я особенно зачитывалась, я удивляюсь тому, как все эти взаимно-противоположные идеи сосуществовали у меня в голове и в мире, и как я, якобы с математической головой, абсолютно не видела в них никаких противоречий.
С одной стороны, было совершенно железное - непоколебимое убеждение, что материальное - низко, что стремиться быть модной - стыдно, я помню, как я делала большие глаза, когда видела на улицах девушек в туфлях на платформах, и говорила, что я никогда в жизни такого не одену! И было полным шоком и ужасом, когда мама купила себе босоножки на платформе, и носила их! И, кстати, еще большим шоком было, что я сама потом их донашивала! именно что шоком, то есть, мне, наверно, было 12 лет или как-то так, нога уже была взрослого размера, и какое-то такое несчастье случилось, что я без летней обуви осталась, и надо было - что-то. Это вообще было странное лето - я быстро выросла, в 5-6 классе была среди самых высоких, а в 14-15 лет полностью прекратила расти, так что так и осталась в малявках, и в 12 выглядела старшеклассницей, и тогда же мне было разрешено самой ездить по городу, так что в те каникулы я надевала мамину блузку и мамины босоножки, и ездила "как большая", и было приятно, что прохожие думают, что "большая", но вот был шок от самой себя, что я могу что-то такое модное носить, то, что осуждает "Литературная газета" :))
Кстати, за несколько лет до того - помню, как моя мама купила себе брючный костюм, они стали появляться в природе, я думаю, что где-то за год до того, и "Литературная газета" осуждала, и вообще всякие нравственно-воспитательные статьи это осуждали, И я прямо чуть не плакала, когда мама надевала этот костюм, потому что этого просто не могло быть!
Со временем острота момента пропала, но идея, что гоняться за модой бездуховно, что краситься - пошло, что вообще украшать себя - мещанство - она жила во мне, по-моему, лет до двадцати :))). Точно помню, что в 14 лет запала на стихотворение Роберта Рождественского "Жалею девочек", и с выражением читала его наедине моим "заблудшим" одноклассницам, доводя уже их до слез....
И эти идеи определенно лезли изо всех щелей, и я это считала нормальным, единственно-правильным и естественным, и кто не понимает, тот - существо низшего порядка.
И мне очень трудно объяснить, как с этими представлениями абсолютно гармонично уживались идеи про то, что "мужчина должен быть сильным, а женщина - слабой", как они вообще могли существовать в "выкошенной" войнами и репрессиями семье. Почему при этом такой горячий отклик находило написанное в многочисленных "Книгах для мальчиков" и "Книгах для девочек" - мужчина должен быть рыцарем. Почему было нормально ожидать рыцарственного отношения к "даме"?
Почему "женщина должна была работать", но "мужчина должен обеспечивать семью"? И, кстати, как это сочеталось с прабабушкой, которой вся семья сдавала зарплату, а она выдавала деньги на обеды. Почему "девочками надо уступать место"? Почему "девочки не хуже мальчиков", но если мальчик носит тебе портфель - это круто?
Самое интересное - я не понимаю, почему тогда мне это все казалось нормально и логично. И не только мне. Какой-то коллективный психоз. С одной стороны - никак нельзя демонстрировать в себе женское, с другой стороны - "женщина должна оставаться женщиной".....
***
Короче говоря, росла я в полном сумбуре в этом плане. И плюс к обычным подростковым комплексам относительно своей внешности (про них отдельно будет :)), я абсолютно не понимала идею "украшения себя".
Дядя Миша - на самом деле, дедушка, брат бабушки, но он молодился :) - так вот, по-моему, начиная с моих 11 или 12 лет и почти до окончания школы он накануне дня моего рождения вез меня на своей машине в Гостиный двор, чтобы я себе выбрала платье и туфли. (Он был полковник, и у него был "Москвич" :)). И да, в "Гостином дворе" выбор бы не ах, но он очень вежливо и солидно просил продавщиц помочь, и они как-то исхитрялись. Так вот знаете - я только недавно! поняла, что это было. Что он хотел сделать мне приятное. Что он хотел, чтобы я почувствовала себя женщиной. А я этого не понимала и не чувствовала. Я почти боялась этих поездок. Потому что не умела радоваться обновкам, не умела выбирать, и главное - дико боялась, что мама не одобрит (практически всегда и не одобряла). Но я помню все эти покупки, наверно, почти ничего из того, что я тогда носила, не помню, а эти аляповатые шерстяные платья с вышивкой и туфли со шнурочками или с бантиками - помню...
Я думаю, что какие-то робкие попытки одеваться на свой вкус я начала делать только в середине учебы в университете, в несвойственной мне решительности вставляя широкую резинку в отвороты вполне классических брюк из мягкой ткани, делая из них "бананы". И, наверно, что-то такое "модное" покупать стала только во время поездки на практику в Германию после четвертого курса. Все очень осторожно, потому что упорно считала себя толстой - некрасивой-мне-такое-носить-нельзя. Ну и, собственно, после этой поездки в Германию я и вышла "с разбегу" замуж... а потом была перестройка и кооперативы, и можно было покупать "модные" рубашки и пластмассовые клипсы :).
Так что, наверно, можно закончить на оптимистической ноте, что и такое запущенное состояние лечится :). А можно сказать - что именно поэтому я на шестом десятке ношу леггинсы и короткие сарафанчики - потому что, когда было положено, не наигралась :).