Hettie (hettie_lz) wrote,
Hettie
hettie_lz

Обещанный комментарий про образовательную реформу

На прошлой неделе все массово обсуждали «дорожную карту» развития отечественного образования, которая изложена вот: тут.

Наиболее жарко обсуждалось планируемое увеличение нагрузки на учителей и преподавателей вузов. Я посмотрела на цифры в приложении и... слегка удивилась. Потому что цифры, до которых предполагается поднять нагрузку, существенно ниже, чем то, что в Америке считается «очень хорошо». То есть, соотношение количества студентов на одного преподавателям в маленьком-либеральном-очень-дорогом Ноксе – 12 и в массе очень хороших вузов – по 15-16. А во всех обсуждения звучало, что кошмар-кошмар.

Поскольку меня попросили по этой теме высказаться, да и если бы не попросили, мне самой было интересно, то в воскресенье я устроила опрос компетентных сторон, чтобы выяснить, почему в России эта самая меньшая нагрузка оказывается большей. И вот что мы выяснили (излагаю конспективно, потому что сразу не записала, но если будут вопросы, то, наверно, вспомню больше подробностей).

1. И в Европе, и в Америке очень много «технической» работы делается силами аспирантов и магистров. Они не учитываются в числе «профессорско-преподавательского состава». В России если это и происходит, то, как правило, «нелегально».

2. Если в Европе и Америке ассистенты являются основанием профессорско-преподавательской «пирамиды», то в России это «пирамида, перевернутая вверх ногами». Из этого следует, что часов на практику недостаточно, что студенты слушают гораздо больше лекций, чем занимаются на практических занятиях

3. Один из самых важных факторов, которые мешают профессорам «обрабатывать» больше студентов – отсутствие эффективных технологий проверки знаний в течение семестра. В результате на самом экзамене требуется гораздо больше времени и человеческих ресурсов, чтобы выяснить, что кто на самом деле знает (этот пункт могу раскрыть подробнее, если нужно)

4. Отсюда же следует «заложенная» некачественность подготовки: отчественный студенто готовится к каждому экзамену 5-7 дней, то есть, реально пытается выучить за эти дни весь семестровый материал. А у американских студентов вся сессия – это одна неделя, и иногда даже сдается по 2 экзамена в день. Это невозможно сделать, если в течение семестра человек не учился.

5. Очень большое количество аудиторной нагрузки в отечественных вузах, в ущерб самостоятельным занятиям. Студенты в Америке слушают примерно втрое меньше лекций, считается, что соотношение аудиторных часов и самостоятельных занятий должно быть 1:2. Когда у профессора меньше аудиторной нагрузки, у студентов больше самостоятельной работы, когда есть ассистенты, аспиранты и магистры, которые помогают проверять эту самостоятельную работу, у профессора остается гораздо больше времени на индивидуальные занятия со студентами, на руководство курсовыми и разными исследовательскими работами.

Так что да, наверно, сокращать количество преподавателей нужно, но вместе с ними сокращать не только ненужные курсы и заменять их нужными, а вообще сокращать количество аудиторных часов в пользу самостоятельных занятий. И разрабатывать надежные технологии проверки знаний (чтобы проще было выучить, чем взламывать систему).

PS. Я, скорее всего, не буду отвечать на несколько близких комментариев, потому что много где из одного коммента за мою ночь выросла длинная дискуссия, поэтому, пожалуйста, подпишитесь на комментарии к посту, если хотите следить:)
Tags: образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 158 comments