Hettie (hettie_lz) wrote,
Hettie
hettie_lz

Category:

Перевод интервью Аннушки и Влада про школу.

С большим опозданием выкладываю перевод интервью Аннушки и Влада, показанного здесь. Еще раз хочу повторить: это именно их мнение по состоянию на сейчас. Хотя они и начали с того, что правильнее их будет спрашивать об этом лет через пять, но я сказала, что через пять лет спросим еще раз, а сейчас, когда уже прошло время после школы, но еще не очень много - мне интересно, какие впечатление и размышления у них именно на данный момент. 

Если еще какие вопросы к ним будут, я постараюсь переадресовать, но не гарантирую, что ответы будут оперативно :)

Нахождение опечаток приветствуется. 

Хетти: -  Я вам уже говорила, в чем состояли вопросы, но, может быть, вам будет проще отвечать не на конкретные вопросы, а в свободной форме - что было хорошо и что было плохо в школе, как вам сейчас кажется. 



Анна: - Что было хорошего в школьной системе?

Хетти: - Да, и конкретно в вашей школе. Конкретно обсуждались вопросы посещаемости и домашних заданий. Мое утверждение состоит в том, что хорошая школа - это, во-первых, школа, куда дети хотят идти, в которой они сами не хотят пропустить ни одного дня, а во-вторых - это школа, в которой пропуск даже одного дня оказывает влияние на успеваемость, И  ты не хочешь пропускать школу и потому, что каждый день настолько плотно заполнен учебными активностями, что если ты его пропустишь, то потом придется очень долго нагонять.  Меня спрашивали: что это такая за школа, где невозможно пропустить даже один день. А я очень хорошо помню, как вы сами, когда вам приходилось по какой-то причине пропускать день, стенали: о, боже, сколько мне теперь надо доделывать!

Поэтому я считаю, что хорошо, что от вас требовали посещаемости, я считаю, что правильно, что вам не разрешалось пропускать больше двух недель за учебный год, и я считаю правильным, что у вас каждый день проверяли если не само домашнее задание, то факт его наличия...

Анна: - Это не вполне так...

Хетти: - Хорошо, пусть не так. Я тебе дала тему, теперь продожай. 

Анна: - Да, я считаю, что посещаемость важна. Мне самой об этом немножко странно говорить, потому что моя посещаемость была вполне приличной, хотя я и пропускала больше, чем многие мои одноклассники, и позволяла себе такие сомнительные вещи, как пропуск школы в день выборов....

Но посещаемость важна. Я прежнему считаю, что была права, прогуляв школу в день выборов, это было очень для меня важно, поэтому я бы не стала абсолютизировать факт посещаемости. Для меня это не было проблемой, потому что я всегда любила школу...

Хетти: Разговор начался с этой статьи о школах в Гейлсбурге, и дальше пошел в таком духе, что почему так, почему нам не разрешают забирать детей из школы на пару недель, если мы хотим съездить в отпуск....

Анна: - Подумай о нагрузке на учителей. Ученик возвращается, и учителю нужно с ним дополнительно заниматься, отдельно проверять его работы - кстати, учителя часто требуют, чтобы все было сдано заранее. Если ученик пропусил объяснение какой-нибудь важной концепции, то учителю надо дополнительно покрыть этот пропущенный материал. Учитель - это не репетитор. Конечно, все ученики усваивают материал с разной скоростью, но все равно не честно говорить: я уезжаю на неделю, а теперь Вы должны со мною дополнительно заниматься....

Хетти: - Хорошо, тогда вопрос тебе, и, на самом деле, Владу в первую очередь: что именно такого важного происходит в классе, что ученик не может просто сесть, прочитать учебник, и выучить новую концепцию самостоятельно?

Анна : - Можно, я все-таки еще раз вклинюсь? Это предполагает, что ученик собирается сам изучать концепции, но те дети, о которых говорилось в статье о Гейлсбурге, эти хронические прогульщики - они ведь не изучают дома пропущенный материал...

Хетти: - Нет-нет, конечно, речь не о детях из неблагополучных семей. С ними все понятно. Вопрос был об умных детках из хороших семей. 

Влад: - Начнем с начала. Структра американского образования, сама его идея, предполагает, что группа людей работает надо общей задачей. Как в работе - команда, группа. Основной упор делается на то, что мы движемся вперед, как группа. Я бы сказал, что основная причина - почему я не могу забрать своего ребенка из школы на две недели и уехать в отпуск - потому что есть другие дети, с которыми этот ученик работает в группе. Если же вопрос стоит о том, почему ребенок не может выучить новые концепции самостоятельно - частично причина в том, что действительно не все могу самостоятельно освоить все концепции. Например, в химии - очень трудно найти ученика, если только он особо не одарен в химии, который бы мог освоить концепции, не прослушав лекцию преподавателя. Часть моего дипломного проекта состоит в том, что я изучаю разницу между подходом к обучению, который ставит в центр процесса учителя, и таким, который ставит в центр процесса ученика. Большинство классов у нас - учителе - ориентированные, то-есть, предполагается, что ученик должен прослушать лекцию. При такой организации учебного процесса, если ученик пропустил день, он не может нагнать сам, ему нужен учитель. На это ссылалась Анна, когда говорила, что учитель в таком случае должен отдельно заниматься с учеником. Потому что чаще всего структура преподавани - учителе - оринетированная. И если этот элемент пропущен, то он пропущен.

Хетти: - Что ты имеешь в виду, когда говоришь, что "такова структура образования"? Ты имеешь в виду, что так написаны учебники, так устроены курсы? 

Влад: - Да, 

Хетти: - Что ты не можешьсам разобраться по учебнику?

Влад: - Нет-нет, можешь, но это гораздо сложнее. Все устроено так, что предполагается, что учит - учитель, используя учебник, как инструмент обучения. И учебник при этом либо дает направление учителю, либо в учебнике отражен материал, который учитель не рассказывает в классе, и ученики должны изучить его самостоятельно, либо объясняет контекст. А работа учителя при этом состоит в том, чтобы убедиться, что ученик правильно понял концепцию, и "уложил" в концепцию факты, о которых он прочитал в учебнике. 

Одна из идей, которую я разрабатываю в своем дипломном проекте - написать программу, которая больше ориентирована на самостоятельную работу ученика, чтобы существенная часть обучения проходила без моей непосредственной помощи. Если программа структуирована по-другому, в виде "направляемых вопросов", то учитель нужен меньше. Это не значит. что он делает меньше работы, но его пристутствие в самом процессе обучения не требуется в такой же степени.

Анна: - Но разве это не значит, что учитель все равно должен обеспечить "опорные точки"?

Влад: - Конечно - конечно! Я говорю только о том, что образовательный процесс в меньшей степни сфокусирован на учителе. Возвращаясь к твоему исходному вопросу: почему ученик не может пропустить две недели в школе - потому что вся структура образования базируется на факте, что учитель - это посредник в учебном процессе. 

Конечно, все эти концепции относительно современные. Если же мы посмотрим на прошлое, когда это выглядело так: вот материал, вот учебник, тебе его надо выучить тем или иным образом, и в конце будет тест, и если ты его сдал, то все будет в порядке  - конечно, в таком случае посещаемость не важна. Важно содержание того, что в учебнике. Но в современной американской школе это не так. 

Хетти: - Влад, я не уверена. То, что ты говоришь о "направляемом обучении".... Вот знаешь, у нас был учитель математики, он очень постепенно вводил у нас понятие предела. Мы разбирали много примеров, несколько недель он постепенно подводил нас к пониманию того, что должна быть концепция предела,   он сознательно не давал нам с самого начала определение, он давал нам возможность попробовать сформулировать определение самим, и показывал, почему такое определение не будет годиться... и очень постепенно он подвел нас к тому моменту, что совершенно кошмарное формальное определение предела - знаешь. "для любой окрестности точки..." - выглядело абсолютно понятными и логичным. И это было "независимое обучение", потому что мы сами пришли к этому определению...

Влад: - Именно! 

Хетти: - но это требовало большой работы учителя!

Влад: - Да! Это требовало работы учителя, но процесс обучения не был сфокусирован на учителе. Если бы, допустим, это все продложалось девять недель, и ты бы пропустила пять из них, то в оставшиеся четыре недели он мог бы тебе давать дополнительно по три задачи из тех, что делали без тебя, и к концу этих девяти недель ты была бы "в той же точке", что и остальные. 

Хетти: - Но ему бы все равно пришлось заниматься со мной индивидуально...

Влад: - Да, но не читать тебе отдельно лекции. Ты могла бы делать эти задания дома.

Хетти: - Хорошо, с этим разобрались. Теперь про домашнюю работу. Честно. По состоянию на сейчас. 

Анна: - Когда я сама училась в школе, честно говоря, я считала. что неправильно, чтобы выполнение или невыполнение домашней работы как-то влияло на оценку. Если ты можешь во всем разобраться, и если ты можешь сдать все домашние задания в конце семестра, как некоторые сидящие за этим столом, или если ты можешь разобраться с концепциями, не делая домашнюю работу, то тогда домашняя работа не должна влиять на твою оценку отрицательно. И сейчас, пожалуй... знаешь. тут очень трудно сказать. как оно должно быть, 

Я понимаю, какая идея стоит за желанием проверять наличие домашней работы, но это как пакет по биологии, который мы делали в девятом классе: пять страниц этого пакета была одна и та же идея в немного разной форме. Одни и те же графики. И я помню, что когда я его делала, я себе говорила: это все одно и то же, я ничего не достигаю, когда делаю этот пакет. С другой стороны, если бы у нас не проверяли наличие домашней работы, то не факт, что я бы ее также часто делала. А в некоторых классах, например, по истории США, было очень четко видно, кто делал домашнюю работу, а кто нет. И те, кто ее не делал - те проваливали класс. Так что вопрос стоит в том, давать ли людям завалить класс?... Или все-таки нужно принимать какие-то превентивные меры?... 

Хетти: - То есть, ты считаешь, что для конечного результата домашняя работа нужна?

Анна: - Для какого конечного результата?

Хетти: - Для того, чтобы понять материал, понять концепцию.... 

Анна: - Домашняя работа помогает изучить материал. Правильная домашняя работа. Я постоянно наблюдаю это в колледже. Я сижу на лекции, я слежу за ходом мысли профессора, я задаю вопросы, мне кажется, что я понимаю материал. Но когда дома я начинаю решать задачи, то все оказывается не так просто. Но я все равно не знаю, что тут сказать. Я не уверена, что домашнюю работу надо требовать

Хетти: - Влад, а ты? Что ты думал об этом, пока ты учился в школе, и что думаешь сейчас, когда сам скоро станешь учителем?

Влад: - Я думаю, что тут очень важна концепция правильной домашней работы. Домашняя работа полезна, и в сложных курсах, например, в физической химии, решение задач действительно расширяет твое понимание предмета. (Анна:  И то же самое в сложных математических классах!) Такая домашняя работа - важный инструмент для того, чтобы достичь успеха. 

Но я считаю, что большая часть домашней работы, которую задают в старшей школе, не является инструментом обучения. И когда я говорю "обучение" - я имею в виду и понимание материала, и сохранение знаний после того, как экзамен сдан. Анна привела в пример продвинутый курс по истории США. Этот курс, действительно, требует заучивания большого количества фактов, конечно, в нем есть и концептуальный момент, но и концепции опираются на знание фактов. Я считаю. что многие ученики, которые успешно сдают экзамен, потому что они регулярно делают домашнюю работу - не сохраняют эти знания после экзамена, потому что и структура самого курса, и структура домашних заданий не способствует эффективному обучению. 

Более того, я хочу сказать, что я активно против того, чтобы оценки выставлялись "за старание", когда это именно только старание. Многие преподаватели в колледже говорят, что единственное, за что должна выставляться оценка - это за то, как ты знаешь материал. Например, если кто-то, у кого родной язык - французский, слушает курс французской литературы он должен получить хорошую оценку, если в конце курса он знает материал, даже если он знал его раньше или если ему было очень просто его выучить. Я согласен с таким подходом в коллежде, но не согласен с ним в старшей школе. В старшей школе ни сам факт изучения предмета, ни старание не являются главной целью. 

Хетти: - А в чем же цель? Я умираю от желания узнать. что ты на эту тему думаешь.

Влад: - Это зависит от предмета. Например, на химии это - понимание научных концепций, понимание, о чем вообще эта наука, понимание методов  Так вот, я считаю, что оценка за домашнюю работу - это в основном оценка за старательность, и это отрицательно влияет на тех. кому, как мне, например, не всегда обязательно делать домашнюю работу, чтобы хорошо все усвоить. Например, когда я изучал историю США во второй раз, у меня за оба семестра были F. а за экзамен - A+, Что в среднем дало оценку D-. Я не говорю, что я делал правильно, но я считаю, что я знал материал намного лучше многих учеников, которые получили более хорошую оценку. Так вот, я хочу сказать, что такая оценка домашних работ плохо сказывается на тех, кто усвоил материал, но не делает домашние задания, но она точно также плохо сказывается на тех учениках, которые делают домашние задания. Такая оценка способствует практике "сдал и забыл", Ученики могу едва-едва сдать экзамен, все равно получить приличную оценку, и к следующему году они уже все забудут. 

Хетти: - Понятно. А что ты можешь сказать о домашней работе, как о способе научить доводить дело до конца, научить дисциплине?

Влад: - Опять же, если это правильная домашняя работа. Например, на физической химии у нас никогда не бывало, чтобы преподаватель задавал нам на дом точно такую же задачу, как мы разбирали в классе, только с другими числами. Эта домашняя работа действительно учила меня новым концепциям.

На этом месте запись у нас оборвалась, так что расскажу в двух словах, что было после и еще немножко - на следующий день. Влад и Аннушка говорили про то. что надо уметь вывести формулу, и что это важнее, чем знать ее наизусть. Аннушка говорила, что когда она репетирует по математике или по программированию, то часто ей говорят: задача не решается или программа не работает, и не могут объяснить, каким способом пытались решать, или что делали, чтобы отладить программу. 

В тот день мне не удалось их уговорить, что домашняя работа может быть нужна для того, чтобы довести какие-то навыки до автоматизам. На следующий день мы вернулись к этому разговору уже с одним Владом, когда ехали в аэропорт, и Влад согласился, что repetitive work может быть полезна.  Мы говорили о том, что не всегда есть время "вывести формулу", что многие вещи надо уметь делать автоматически, а не выводить каждый раз, и Влад с нами согласился (будем надеяться, что не для того, чтобы от него отстали :)). Сказал, что да, есть разница между repetitive work и busy work.




Tags: Аннушка, Влад, взрослые дети, образование, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 82 comments