Hettie (hettie_lz) wrote,
Hettie
hettie_lz

Category:

Про (не) родной язык

 

 

 Несколько дней назад, отвечая на вопрос  поняла, что писала про мою позицию относительно родного языка где угодно, но только не в LJ. Восполняю пробел.


 

*** 
Когда мы уезжали в Америку, я, естественно, не знала никаких деталей ни про "национальные community", ни про угрозу исчезновения языка. Вернее, считала, что если дети в пять лет очень хорошо говорят по-русски, то ему (языку) ничего не грозит, только добавится новый. Кстати, много народу эту идею поддерживало. Кроме того, тогда еще была (наполовину) идея вернуться в Россию через два года, потому что я считала, основываясь в том числе и на мнении уехавших одноклассников, что школы в Америке ужасные, детей ничему не учат, и нормальное образование можно получить только в России.  Так что первые полгода меня, скорее, заботило недостаточное освоение английского языка.

Проблему уходящего русского я осознала только к исходу второго года, и потом еще года два пыталась понять, в чем ее источник, и что я хочу с ней делать. Так что в существенной степени это был метод проб и ошибок. Я думаю, что в этом случае, как и в ряде других, если бы я представляла проблему заранее, мои действия были бы несколько другими. А может, и нет. Да, пожалуй, все же нет. Потому что особой свободы выбора у меня не было...

***

... Моей целью, естественно, не было, чтобы дети забыли русский язык. Но ситуация наша развивалась следующим образом: 22 октября 1996 года в 3 часа дня мы прилетели в аэропорт О'Харе, и 23 октября в 8 утра я уже была на работе. И так до сих пор и работаю :-). С детьми я расставалась практически на 11 часов каждый день, т.е., на все "несонное время".

 Вообще-то, я еще в России подозревала, что моих детей учила говорить не я :-), и вообще учила и воспитывала их не я :-). Моя заслуга, как это ни пытаются оспаривать отдельные граждане, включая самих детей, состоит только в том, что я по мере возможностей старалась их "посадить" (да-да, как ту картошку :-)) в развивающую среду.  

***

Как я себе это представляю сейчас - для того, чтобы язык был активным, нужна, как это ни банально, языковая среда. Этой средой может быть гувернантка, бабушка, компания детей на улице, кто угодно, но важно то, что эта среда должна требовать общения на своем языке (не с плеткой требовать, а просто быть не в состоянии понимать другой язык). Исчезает среда - язык переходит в пассив. Так что,[info]sib_koshik, та мама не то, чтобы не хотела, чтобы дитя говорило по-английски, а она таким образом пыталась отдалить момент, когда язык пропадет.

Но дальше встает вопрос, какой ценой его сохранять. Для меня единственным потенциальным вариантом было - либо жизнь в русскоязычном community, либо регулярное посещение русской школы, т.е., опять же, регулярное в него погружение.  И вот этот вариант мне не годился совершенно. Во-первых, не годилась тамошняя моральная обстановка, во-вторых, так отсекалась масса уникальных возможностей для детского развития.

... Тетя Пэм ведь поселила нас в Палатине, и она знала, что делала. Деревня не только с потрясающими школами, но и с одной из крупнейших в округе YMCA, с Park District с огромным количеством кружков и студий, с хором и симфоническим оркестром, с несколькими коммунальными театрами. Районный отдел образования, знаменитый на всю страну одной из старейших программ работы с одаренными детьми, программами для детей-инвалидов, и их интеграцией в общеобразовательные классы. Наконец, район без "доминирующей нации" - в семьях школьников района говорят на 68 разных языках...

 ***

 ...Мне очень нравится выражение: "It takes a village to raise a child" - чтобы вырастить ребенка, нужна вся деревня. И как я уже много раз писала, в Палатине я почувствовала на себе, насколько легче воспитывать детей вместе с обществом, чем вопреки обществу. И имея на одной чаше весов эту среду , а на другой - только язык... я бы никогда не выбрала по-другому. Потому что тогда бы у меня не выросли такие потрясающие дети :-)).

 ***
Самое интересное, что мне иногда кажется, что если бы это было не так, если бы они не были более-менее вдали от этих communities, у них не было бы такого трепетного отношения к России, какое есть сейчас. Они явно бОльшие патриоты России, чем некоторые их питерские друзья. Я всячески поддерживаю их интерес к языку, культуре и истории. Я надеюсь, что Аннушка все же "сосредоточится" взять полноценный курс русского языка. Но все равно общечеловеческие ценности для меня будут важнее...

Вот :-).
 

 

Tags: воспитание
Subscribe

  • Обзор слегка сдвинутой недели :)

    Неделя со вторника до понедельника :). Во вторник еще ничего интересного до вечера не происходило, кроме того, что концентрироваться на работе было…

  • RBG

    Вчера вечером опять все девайсы зазвонили одновременно, как в тот день, когда умер сенатор МакКейн. И со вчерашнего вечера почти ничего другого в…

  • Online - мероприятия

    Для тех, кто в подходящем часовом поясе или не спит по ночам. В понедельник 20 апреля в 7 часов вечера Central Time состоится виртуальная встреча…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 70 comments

  • Обзор слегка сдвинутой недели :)

    Неделя со вторника до понедельника :). Во вторник еще ничего интересного до вечера не происходило, кроме того, что концентрироваться на работе было…

  • RBG

    Вчера вечером опять все девайсы зазвонили одновременно, как в тот день, когда умер сенатор МакКейн. И со вчерашнего вечера почти ничего другого в…

  • Online - мероприятия

    Для тех, кто в подходящем часовом поясе или не спит по ночам. В понедельник 20 апреля в 7 часов вечера Central Time состоится виртуальная встреча…