?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вот тоже - старый пост, а я по-прежнему подписываюсь под каждым слово. И через 10 лет :)

Ссылка на исходный пост.

Текст исходного поста:


Ехала сегодня на работу, и размышляла о том, как одиннадцать лет назад встраивалась в мою нынешнюю жизнь, как каждая неделя и каждый день давались с трудом. Думала о читанной на днях дискуссии в gazeta.ru о том, где свободы больше... Вот что я отчетливо помню. Тогда, 11 лет назад, знакомые, уже жившие к тому времени в Америке много лет, говорили: ты должна себя тут чувствовать лучше, тут больше свободы. Я чувствовала в точности противоположное: свободы меньше. Сейчас пытаюсь анализировать, почему же тогда ее, свободы, казалось меньше. 

Во-первых, конечно, я тогда не водила машину, так что свободы не было в самом простом и примитивном смысле - никуда не деться без посторонней помощи. Это, наверно, было самой главной "несвободой". Помню еще это ощущение - "нечего делать". Т.е., при том, что тогда была только квартира, причем небольшая, вещей мало, уборки мало, в магазин меня Валера свозит - и все. Непонятно, что делать. Интернета дома не было, и вообще, у компании тогда даже своего почтового сервера не было, я посылала письма домой через Валерину почту. Тогда как-то заморачивала зарегулированность жизни: при том, что в России предыдущие 7 лет было по факту свободное расписание, сама себе хозяйка, а тут - 8 часов в день, и потом - домой. Это напрягало. 
Еще я как-то очень рано осознала, что я вижу только маленький кусочек реальной жизни. Я понимала, что тот десяток человек, с кем я общаюсь в офисе - это маленький срез, совершенно нерепрезентативная выборка, и что я абсолютно не знаю, как живут люди вокруг меня. 

В общем, все это точно было не про духовную, не про политическую свободу. Это все было как-то внутри. И я сейчас думаю, пытаюсь вспомнить, когда это поменялось. Мне кажется, что это поменялось даже до того, как я сама начала водить машину. Но, наверно, после того, как ее стал водить Юра:-). Может, когда познакомилась с тетей Делл. Может, когда подружилась с Дженет. Может, когда начала ходить в YMCA. Точно помню первый день, когда я вообще "смирилась" с жизнью в Чикаго - когда Валера на мой день рождения отвез нас всех в Art Institute, когда я увидела "Стога", и вообще всю чикагскую коллекцию импрессионистов, когда дети сходили в центр детского творчества в том же Art Institute... 

Факт в том, что ощущение поменялось на абсолютно противоположное: если бы мы не уехали, то я бы так и осталась "запечатанной в коробке". И это тоже  - внутреннее, а не внешнее. Я бы не знала, сколько всего может быть "не так". Когда появляется одно "не так", и ты его принимаешь - это качественный переход, дальше неважно, сколько еще "не так" ты встретишь, главное, что его, "не така", может быть очень много. Скольких вещей я бы никогда не узнала, несмотря на все интернеты на свете - ведь дело в том, что иметь доступ к информации - мало, надо еще ее вычленить и переработать.

.... Читаю разные интернет-дискуссии. Вижу свои "доотъездные" мысли, и понимаю, что тогда меня бы никто не смог переубедить, несмотря даже на то, что уже был Джон, и, по идее, все было доступно... Поэтому кажется, что и я никого не могу переубедить... 

 

Comments

( 45 comments — Leave a comment )
gremrien
Nov. 2nd, 2017 04:44 am (UTC)
Спасибо, очень интересные размышления!
hettie_lz
Nov. 2nd, 2017 01:05 pm (UTC)
Знаете, мне оказалось самой полезно это перечитывать. И сравнивать.
vappu
Nov. 2nd, 2017 05:39 am (UTC)
О, я помню, какое потрясающее чувство свободы я ощутила, когда после двух лет жизни на общественном транспорте у меня в Хельсинки появилась машина. Это было совершенно всеобъемлющее чувство , причем длилось очень долго - полгода, наверное.
hettie_lz
Nov. 2nd, 2017 01:07 pm (UTC)
Боюсь, что тут вы меня не так поняли :)). Когда обнаружилось, что общественный транспорт хоть где-то ЕСТЬ, наступила новая степень свободы :)). А в Хельсинки я вполне свободна и без машины :)))
zilant17
Nov. 2nd, 2017 02:17 pm (UTC)
Для меня необходимость иметь машину - это несвобода, а вот нормально функционирующий общественный транспорт - да!
(no subject) - hettie_lz - Nov. 2nd, 2017 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Nov. 2nd, 2017 04:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Nov. 3rd, 2017 12:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Nov. 3rd, 2017 04:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Nov. 3rd, 2017 04:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Nov. 3rd, 2017 04:26 am (UTC) - Expand
vappu
Nov. 3rd, 2017 06:39 am (UTC)
Думаю, что все же правильно. Я хотела сказать, что прекрасно понимаю, что значит реально и конкретно "почувствовать свободу". Могла бы сравнить еще с тем, что испытала, выйдя из суда после развода 😊, но это не совсем то же самое.
(no subject) - hettie_lz - Nov. 3rd, 2017 02:15 pm (UTC) - Expand
fonarik_tut
Nov. 2nd, 2017 07:33 am (UTC)
Очень здорово. И мне всегда загадочно, как происходят эти изменения мироощущения. Это почему-то напоминает размышления Перека "Просто пространства", как вдруг пространство становится "твоим", в какой момент, в который раз эта улица, эта квартира становится родной, обжитой. И еще Вайль, "Гений места"- вот он города мира делал своими через любимых писателей, "гулял" с ними. И как важно бывает, чтобы местные люди стали друзьями и водили на экскурсии и вводили в более широкий мир, и знакомили с пространством! Иначе город так и рискует остаться чужим.
hettie_lz
Nov. 2nd, 2017 01:13 pm (UTC)
Про города я абсолютно согласна, и именно поэтому всегда так ревниво слежу за тем, чтобы те, кто приезжает в Чикаго, увидели его моими глазами!

Но я пыталась рассказать даже не о том, что "свое", а что "чужое", а о том моменте, когда вместо одного мира возникает "больше одного". И когда появляется понимание, что они МОГУТ БЫТЬ РАЗНЫЕ. Для меня ключевым моментом было именно это признание внутри себя существующего многообразия.
duh_extaza
Nov. 2nd, 2017 02:47 pm (UTC)
Для признания разнообразия достаточно просто много и правильно путешествовать, близко общаться с людьми. А вот быть в другой стране, как дома, - совершенно другое. Но я это испытать как-то не хочу. Мне нравится жить именно в своей стране. Хотя я открыта миру:).
(no subject) - hettie_lz - Nov. 3rd, 2017 04:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Nov. 3rd, 2017 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Nov. 3rd, 2017 01:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Nov. 3rd, 2017 02:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Nov. 3rd, 2017 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Nov. 3rd, 2017 02:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Nov. 3rd, 2017 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Nov. 3rd, 2017 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Nov. 3rd, 2017 02:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Nov. 3rd, 2017 02:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Nov. 3rd, 2017 02:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Nov. 3rd, 2017 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Nov. 4th, 2017 03:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Nov. 4th, 2017 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Nov. 4th, 2017 10:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Nov. 5th, 2017 03:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Nov. 5th, 2017 04:28 pm (UTC) - Expand
fonarik_tut
Nov. 2nd, 2017 02:47 pm (UTC)
Да, картинка стновится многомерной, уже не плоской. Тоже хочу это почувствовать!
(no subject) - hettie_lz - Nov. 3rd, 2017 04:09 am (UTC) - Expand
galina_vr
Nov. 2nd, 2017 07:54 am (UTC)
Хетти, вы сравниваете свое освобождение ТАМ (в Америке) с личной несвободой ЗДЕСЬ. Но вам кажется, что ЗДЕСЬ все застыло в том виде, в каком оно было при вас и у вас. Но прикиньте, что вдруг и ЗДЕСЬ вы нашли бы высокооплачиваемую работу где-нибудь в Газпроме, научились водить машину, примкнули к волонтерам или в политике - к Навальному.
По-моему, вы просто выросли как личность, и влияние на этот рост именно Америки хоть и существенное, но не решающее.
hettie_lz
Nov. 2nd, 2017 01:53 pm (UTC)
Галина, я несколько про другое писала. Сейчас попробую сказать еще раз. У меня абсолютно не было никакого ощущения "несвободы", когда я уезжала в Америку. Это был тот период, когда я себя абсолютно свободно чувствовала. и вовсе не хотела уезжать навсегда. И я написала в этом посте 11 лет назад, что довольно долго я никаких преимуществ не ощущала вообще. То, о чем я писала - это возможность увидеть ДРУГОЕ: другой мир, другие системы ценностей, другой взгляд на те же вещи. Именно это сделало меня другой.

Ну и не могу удержаться :)), если идти по вашему списку: я никогда бы не стала работать в Газпроме, никогда бы не стала водить машину в России (и не буду :)), никогда бы не поддержала Навального. А волонтерю я в России и так, хотя возможностей гораздо меньше. И если бы я не знала. "как это делают в Америке", я бы не смогла и в России.

В общем, если я и выросла, то именно потому, что стала видеть разное, а не потому, что зарплата стала больше :)
ta_g
Nov. 3rd, 2017 04:01 am (UTC)
Мое впечатление, что в России сейчас люди очень даже видят и представляют себе разное. Много знают, много путешествуют. В очень большой степени сами себе хозяева.
Мне кажется, до недавнего времени они были свободней американцев, во всяком случае, образованные люди. У них больше свободного времени, если нет никаких специальных обстоятельств. Вы думаете, вы там бы не представляли, не видели бы разное?
Может быть дело не в разном, а в том, что ваш выкристаллизовавшийся здесь образ жизни и ваши ценности здесь представляются более естественными? Получилась положительная обратная связь. Что вы нашли не просто разнообразное, а подходящее? И тут расцвели?
(no subject) - hettie_lz - Nov. 3rd, 2017 04:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Nov. 3rd, 2017 04:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Nov. 3rd, 2017 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Nov. 3rd, 2017 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Nov. 3rd, 2017 04:31 pm (UTC) - Expand
cleverbee
Nov. 2nd, 2017 10:49 am (UTC)
В Америке без машины - это конечно жестко!) У меня через неделю 10 лет в Англии, мне поначалу тут очень не хватало моих друзей московских, было ощущение вакуума, первый год было тяжело. Полностью адаптировалась я наверное за год. Но у нас с вами очень разные эмиграции, я то уехала замуж, так что у меня сразу была семья тут, но не было работы)))
hettie_lz
Nov. 2nd, 2017 01:55 pm (UTC)
Да, у вас, можно сказать, противоположная ситуация:). А что касается адаптации, то это слово многоуровневое. Чувствовать себя спокойно, уверенно, чувствовать себя, как дома, "слышать улицу", понимать "внутренние" ссылки, считать своим домом - все это немножко разное и в разное время приходит.
( 45 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow