?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Еще один из очень давно отложенных постов. Две недели назад, когда я рассказывала про то, как мы со всеми детьми отмечали их общий день рождения, я написала, что подробности про наши разговоры напишу позже. И не написала.

А говорили мы вот о чем. Я пересказывала детям обмен мнениями из одного очень дружественного журнала. Обмен был между мной и другими комментаторами. Началось с того, что я обиделась за "современное молодое поколение", про которое говорят, что оно "ни в грош не ставит семейные ценности". Я считаю, что это абсолютно не так, и стала уточнять, что понимается под семейными ценностями.

И дальше я долго думала, что писать и как пересказывать, и в результате решила не пытаться пересказывать дискуссию, а просто написать, что я про это думаю, потому что аргументы, которые мне встретились в том обсуждении, я встречаю часто.

Если говорить о самом термине, то я его понимаю абсолютно буквально, то есть, я считаю, что семейные ценности - это в буквальном смысле слова важность, ценность для человека его семьи. То, насколько и почему она важна.

И тут я согласна с теми, кто считает, что главная составляющая семейных ценностей - это взаимное уважение. А вот дальше часто начинается расхождение, потому что для многих людей "взаимное" оказывается очень несимметричным:).

Очень многое из того, что я напишу дальше, я считаю применимым и к супругам, но в данным момент я пишу в основном о взаимоотношениях между взрослыми детьми и родителями. И считаю, что в первую очередь уважение проявляется в том, что обе стороны признают друг за другом автономию, право на свое мнение, не унижают друг друга, не требуют, чтобы кто-то изменял свой образ жизни и образ мыслей, потому что другой стороне он "не нравится".

Мне кажется очень неправильным говорит, что взрослый человек "сломал родителям жизнь", если он, допустим, не закончил вуз, или уехал в Корпус мира, или отправился бродить по Гималаям. Это ведь его жизнь, а не жизнь его родителей. Если бы он вступил в преступную группировку, допустим, в банду или что-то подобное, то тогда да, тогда он поставил под угрозу жизнь своих родных. А если он просто не дает достаточных поводов гордиться - так это его жизнь. Если он подвергает свою собственную жизнь риску, то, как это ни тревожно родителям - это тоже его жизнь...

Мне иногда говорят, что если я спокойно отношусь к тому, "что еще выкинут мои дети" :), то это значит, что я не интересуюсь их жизнью, и что детям даже может быть неприятно, что "родители не вовлечены". Мне кажется, что вовлеченность - не в этом. Мне безумно интересно, как и чем они живут. Но я еще когда они учились в школе, решительно перешла от вопросов о том, "что получил за контрольную" к "что интересного сегодня узнал". Мне всегда была и есть интересна сама их жизнь, интересно, что они считают важным. А про контрольную, если захотят, сами расскажут :).

Я никогда не думаю, что дети мне что-то "должны", но не испытываю никаких комплексов, если надо о чем-то попросить. Я редко помогаю финансово, и если помогаю, то всегда "с целевым применением", но никогда не считаю, что тот факт, что я в чем-то когда-то помогла материально делает детей обязанными закончить вуз, находить "нормальную" работу :)), или я не знаю, что там еще полагается от детей требовать:)))

И для меня главный показатель важности семьи - это то, как все мы влезли из кожи вон, чтобы отметить вместе общий день рождения:))).

Tags:

Comments

( 113 comments — Leave a comment )
parf_al
Oct. 1st, 2017 11:53 am (UTC)
Прямо с каждым словом согласна. Не надо жить за детей, надо жить рядом с ними, и радоваться их успехам. В любой области.
hettie_lz
Oct. 1st, 2017 11:57 am (UTC)
Спасибо тебе! Очень здорово, что так отозвалось! мои дети все так же, слово в слово, но то дети :)))
(no subject) - galina_vr - Oct. 1st, 2017 04:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - parf_al - Oct. 1st, 2017 07:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zinaida_s - Oct. 1st, 2017 08:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 1st, 2017 08:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - parf_al - Oct. 1st, 2017 09:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Oct. 2nd, 2017 06:11 am (UTC) - Expand
forest1333
Oct. 1st, 2017 11:57 am (UTC)
Хороший пост, Хетти, спасибо. Правда, эти мысли мне кажутся настолько самими собой разумеющимися (я правильно сказал, да?), что я не понимаю, какая нужда их проговаривать. Ну, видимо, нужда есть, но вряд ли их прочтут те, кому их не мешало бы намотать на ус. Всё-таки у вас приличная аудитория.

Я в детстве часто слышал, когда у мамы заканчивались аргументы для споров со мной, она говорила, что жить как хочу я буду тогда, когда деньги начну зарабатывать. Под эту присказку было зарублено несколько важных на тот момент для меня решений: пойти в музыкальную школу, получить высшее гуманитарное образование вместо технического.
hettie_lz
Oct. 1st, 2017 11:58 am (UTC)
Есть нужда! Вот прямо из вашего последнего абзаца - я это очень часто слышу, как аргумент.
(no subject) - forest1333 - Oct. 1st, 2017 12:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 1st, 2017 12:01 pm (UTC) - Expand
zinaida_s
Oct. 1st, 2017 12:09 pm (UTC)
А кто-то говорит, что ребенок сломал родителям жизнь, если он жив-здоров, но просто делает не то что им хотелось бы? Никогда такого не слышала.
hettie_lz
Oct. 1st, 2017 12:10 pm (UTC)
Вам повезло :)
(no subject) - thawing_wind - Oct. 1st, 2017 12:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zinaida_s - Oct. 1st, 2017 12:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 1st, 2017 07:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 1st, 2017 07:41 pm (UTC) - Expand
zilant17
Oct. 1st, 2017 02:37 pm (UTC)
Вот этот вот очень тонкий момент: "но никогда не считаю, что тот факт, что я в чем-то когда-то помогла материально делает детей обязанными закончить вуз, находить "нормальную" работу :))". Хорошо когда ситуация с материальной помощью остается под контролем и есть согласие обеих сторон. А если вложения были ощутимыми, а принимающая сторона не спешит (или не может) возместить?
zinaida_s
Oct. 1st, 2017 04:09 pm (UTC)
Помощь - это помощь, ее не требуется возмещать по-моему.
(no subject) - duh_extaza - Oct. 1st, 2017 04:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zinaida_s - Oct. 1st, 2017 05:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Oct. 1st, 2017 05:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 1st, 2017 08:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 1st, 2017 08:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Oct. 2nd, 2017 06:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 2nd, 2017 01:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Oct. 2nd, 2017 02:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olgau - Oct. 3rd, 2017 01:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Oct. 3rd, 2017 06:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 3rd, 2017 02:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Oct. 3rd, 2017 06:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 3rd, 2017 01:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zilant17 - Oct. 1st, 2017 05:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zinaida_s - Oct. 1st, 2017 05:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3eta - Oct. 1st, 2017 06:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zinaida_s - Oct. 1st, 2017 06:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3eta - Oct. 1st, 2017 08:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 1st, 2017 08:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3eta - Oct. 1st, 2017 10:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 2nd, 2017 01:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - 3eta - Oct. 2nd, 2017 03:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - zinaida_s - Oct. 2nd, 2017 05:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 2nd, 2017 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3eta - Oct. 2nd, 2017 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zilant17 - Oct. 2nd, 2017 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 3rd, 2017 02:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - 3eta - Oct. 3rd, 2017 04:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 3rd, 2017 04:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3eta - Oct. 3rd, 2017 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 3rd, 2017 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3eta - Oct. 3rd, 2017 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 23rd, 2017 03:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - strannik01 - Oct. 23rd, 2017 05:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 23rd, 2017 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3eta - Oct. 23rd, 2017 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zinaida_s - Oct. 1st, 2017 09:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 2nd, 2017 01:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 1st, 2017 08:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 1st, 2017 08:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3eta - Oct. 1st, 2017 10:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 2nd, 2017 02:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - 3eta - Oct. 2nd, 2017 03:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 2nd, 2017 01:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3eta - Oct. 2nd, 2017 02:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 3rd, 2017 02:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - 3eta - Oct. 3rd, 2017 04:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 3rd, 2017 04:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3eta - Oct. 3rd, 2017 06:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 1st, 2017 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 1st, 2017 08:29 pm (UTC) - Expand
tigrenok_t
Oct. 1st, 2017 04:05 pm (UTC)
Как это верно! Вон именно, я тоже так считаю, что именно это и надо: интересоваться жизнью детей, помогать, когда надо, но не лезть в семью взрослых детей, указывая, что и как делать (особенно под предлогом, что "так делали мы в свое время, когда не было..." или "а вот сын Яны/дочки Гриши...")
hettie_lz
Oct. 1st, 2017 08:43 pm (UTC)
Спасибо!
galina_vr
Oct. 1st, 2017 04:31 pm (UTC)
Вариативность автономий
"И считаю, что в первую очередь уважение проявляется в том, что обе стороны признают друг за другом автономию, право на свое мнение, не унижают друг друга, не требуют, чтобы кто-то изменял свой образ жизни и образ мыслей, потому что другой стороне он "не нравится"."
----
Признавать равновелико автономию друг за другом невозможно, да и в разные моменты жизни потребность в этой автономии у каждого колеблется. Дети вырастают в условиях, когда родители имеют автономию, а родителям эту автономию в детях надо признавать капля за каплей, и не всегда этот процесс проходит безболезненно. К тому же, как у детей с возрастом возрастает потребность в собственной автономии, у родителей с годами она, напротив, может убывать. Возможно, именно последним объясняются слова вашей собеседницы в том посте, где она говорит, что неприкаянный сын сломал родителям жизнь.
fenster99
Oct. 1st, 2017 06:15 pm (UTC)
Re: Вариативность автономий
Да, в этой вариативности и заключается сложность правильного выбора отношений. А иногда выбора нет, потому что, чтобы соответствовать представлению взрослого сына или его жены об автономии и проявлять уважение, приходится заключать себя в рамки, в которых находиться не очень-то комфортно.
Слишком много нюансов, чтобы об этом говорить общими словами, мне кажется.
duh_extaza
Oct. 1st, 2017 04:45 pm (UTC)
Я согласна с тем, что вы написали, но без контекста трудно понять, почему именно уважение самая главная семейная ценность, а не любовь или дети. Думаю, когда так говорят про молодежь, имеют в виду, что они не торопятся жениться или разводятся без особых, по мнению говорящего, причин. Но мода на "не жениться" прошла, это было характерно для моей молодости, мы хотели быть до конца свободными. И поэтому подружки считали меня в шутку предательницей, когда я выскочила замуж в 20 лет:). Сейчас свобода как-то не ассоциируется с тем, чтобы не ставить штамп, мне кажется. Но многие женятся поздно и поздно заводят детей (по сравнению с поколением родителей). Думаю, это как раз от гиперответственности. Либо потому что высокие требования к партнеру и не могут найти по душе.
hettie_lz
Oct. 1st, 2017 07:40 pm (UTC)
Да, вы правы, вы не видели контекста предыдущей дискуссии. Но я думаю, что если вы завтра вернетесь к комментариям, то увидите - поймете, о чем шла речь.

Но сейчас , независимо от остальной дискуссии, я хочу ответить на ваш вопрос, почему не дети, почему не любовь. Не дети - потому что я считаю нормальной семью без детей, и не только потому, что кто-то чего-то не может. Это просто один из вариантов семьи.

А с любовью как раз такая штука, что под флагом любви часто делается много странного. Очень много насилия делается "из любви", "ради любви"... в общем, это большой отдельный разговор, но я думаю, что понятно, о чем я хочу сказать.
(no subject) - 3eta - Oct. 1st, 2017 08:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 1st, 2017 08:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ta_g - Oct. 2nd, 2017 06:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 2nd, 2017 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Oct. 2nd, 2017 06:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 2nd, 2017 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Oct. 3rd, 2017 06:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 3rd, 2017 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Oct. 3rd, 2017 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 4th, 2017 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Oct. 4th, 2017 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 4th, 2017 05:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duh_extaza - Oct. 5th, 2017 06:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 5th, 2017 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olgau - Oct. 3rd, 2017 02:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 3rd, 2017 02:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - olgau - Oct. 3rd, 2017 01:06 pm (UTC) - Expand
notabler
Oct. 1st, 2017 06:34 pm (UTC)
семейные ценности для меня главным образом выражаются в том, что мужчины на Западе куда реже оставляют своих детей и пропадают в чисто поле без следа и алиментов. И факт, что 95% мужчин уходят из семьи, если в ней рождается ребенок-инвалид, для меня определяющий качество семейных скреп в России. В Англии услышать "as a family" можно где угодно каждый день. И хотя и тут всякое бывает, но идея семьи все же получше сохраняется. И насилия в семьях не в пример меньше
hettie_lz
Oct. 1st, 2017 08:49 pm (UTC)
Я понимаю, что для вас это важно, но мне кажется, что это - только один из многих аспектов. Бездетная семья - тоже семья.

А я совсем неправильная - я сама ушла от мужа с ребенком - инвалидом!
ta_g
Oct. 2nd, 2017 01:26 pm (UTC)
Я думаю, что человек, которому в семье остро не хватало уважения, и который это четко осознал, будет особенно присматриваться именно к уважению. И считать это самым важным, и строить свою собственную семью вокруг этого. Не осознавший может продрлжать в том же духе и приумножать неуважение.
А для людей с другой историей и с другими больными местами будет другое.
duh_extaza
Oct. 2nd, 2017 02:53 pm (UTC)
Тоже верно. Главное, правильно понять, чего именно тебе не хватало:).

Ну а вообще я в данный момент считаю, что как раз не нужно сильно "учитывать прошлый опыт", по крайней мере, зацикливаться. любовь бывает очень разная. У меня были прекрасные отношения с первым мужем, и я долго всех парней сравнивала с ним и не могла найти никого, кто бы даже мог сравниться, это было больно. Когда перестала много думать, все получилось:).
oleyka
Oct. 4th, 2017 01:45 am (UTC)
Очень-очень согласна про уважение. Причём не как галочка: ✔️уважение есть, а как ежедневный непрекращающийся процесс партнёрства.
hettie_lz
Oct. 4th, 2017 01:47 am (UTC)
Именно! Спасибо!
anna_egorova
Oct. 6th, 2017 04:39 am (UTC)
Согласна
hettie_lz
Oct. 6th, 2017 04:40 am (UTC)
Спасибо :)
( 113 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow